Часть 1 - что требуется от приступающего к таинству
На Го́споди, воззва́х, стихи́ры покая́нны. Гла́с 7.
Влады́ко и Бо́же Всеще́дрый, и́миже ве́си судьба́ми, да́ждь ми́ в се́рдце Тво́й стра́х име́ти, да́ждь ми́ гнуша́тися дея́ний лука́ваго, да́ждь ми́ люби́ти Тя́ от всея́ души́ моея́, и твори́ти во́лю Твою́ спаси́тельную. Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, реки́й: проси́те, и прии́мете.
Бы́х у́бо бесо́м сме́х, челове́ком же уничиже́ние, пра́ведным рыда́ние, и а́нгелом пла́ч, скве́рна возду́ху, и земли́ и вода́м: те́ло бо окаля́х, ду́шу и у́м оскверни́х безчи́сленными дея́ньми, и вра́г Бо́жий бы́х. Увы́ мне́, Го́споди! Согреши́х Ти́, согреши́х, прости́ мя.
Молю́ся Ти́, о мне́ непло́днем долготерпи́, Влады́ко: и не посецы́ мене́ я́ко непло́дное дре́во посече́нием сме́ртным, во о́гнь отсыла́я, но плодоно́сна мя́ сотвори́ти умоле́н бу́ди, вре́мя покая́ния ми́ дая́ я́ко Человеколю́бец: я́ко да отмы́ю, Спа́се мо́й Христе́, моя́
мно́ги грехи́.
Что требуется от приступающего к таинству покаяния? Требуется главным образом твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Такое намерение может явиться только тогда, когда человек ясно осознает весь ужас своих грехов. Поэтому свт. Василий Великий и говорит, «что не тот исповедует грех свой, кто сказал: я согрешил, – и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, обрел грех свой и возненавидел его!» Следовательно, для покаяния нужно обрести или осознать свой грех и его возненавидеть! Но кто возненавидел грех, тому нетрудно сказать искренно своему любящему Отцу Небесному: прости, не буду!
Кто предстоит Отцу Небесному с детскою робостью, тот должен сознавать, что ему не утвердиться своей силою в намерении исправить свою жизнь. Некоторые люди думают, что от нас самих зависит жить праведно и не совершать беззаконие, так как человеку даны и воля и свобода; грех же не отнимает свободы. Но так размышляют только те, которые не принимались еще за духовную жизнь, не испытали скорбей и болезней и не чувствовали на себе силу покаяния. Влечение к страстям до такой степени извращает человеческую волю, что люди часто не могут отказаться от греха. Хотя грех не отнимает свободы, но он делает из человека слабого ребенка, своего раба, и для него невозможно без чужой помощи не только восстать, но и помыслить об исправлении.
Те же люди, которые чувствуют свое безсилие, начинают понимать истину Святого Евангелия, и им ясно представляется, что человек своей силой ничего не может достигнуть, а только одному Богу все возможно. И намерение исправиться заставляет их неотступно просить силы и помощи у Христа Спасителя и Его Пречистой Матери. Аминь.
Часть 2
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры покая́нны, гла́с 8.
Го́споди, прише́дый в ми́р гре́шники призва́ти, и разбо́йники, и мытаря́, и блудни́цу, и блу́днаго прие́мый: па́че все́х мене́ согреши́вшаго Тебе́, Христе́ мо́й, и ника́коже ктому́ ка́ющася, человеколю́бне призови́.
Го́споди, И́же от мытаре́й па́стыри Це́ркви Твое́й поставле́й, и И́же то́й пре́жде гони́теля, ны́не засту́пника соде́лав: и мене́ те́х моли́твами Твое́ овча́ покажи́, Спа́се, и да не в сне́дь чужде́му непотре́бный бу́ду.
Пла́чи, окая́нная душе́, пре́жде конца́, и Бо́гу прилепи́ся, зову́щи Ему́ от се́рдца и стена́ньми, о всескве́рная: согреши́х Ти́, Христе́, не гнуша́йся мене́, молю́ся, но обрати́в мя́ я́ко Ми́лостив, и проще́ния сподо́би.
Покаянию мешает еще иногда сознание, что вслед за прощением неизбежно новое падение. Но Господь допускает падения только тех людей, которых труд был недостаточен и они прибегали к Его помощи с маловерием и без упования. Кто еще несовершенно познал свою немощь, тот непременно совершит падения, ибо надеется еще на себя, свой ум, свои силы.
Но если вы сознаете себя детьми в духовной жизни, то боязнь упасть и согрешить снова не должна смущать вас. Это неизбежно. Кто же опытен, возрос духовно, тот хорошо понимает, что от падения зависит преуспеяние, восстание и, наконец, совершенное освобождение от страсти. Но о, безумие! У многих сила покаяния уничтожается чувством страха и стыда пред духовным отцом. Это последнее средство борьбы врага спасения.
Кто же не знает, что непризнание греха пред духовным отцом ведет к неизбежному признанию его пред всем миром на Страшном Суде! Этот безумный страх является лишь у тех, кто плохо приготовился к исповеди. Пред смиренным же и немощным человеком восстает образ Спасителя, единой Надежды, единой Истины, единой Любви, и тогда он говорит: «Ты Сам, Отче, знаешь и видишь, что я бессильный и немощный, ненавижу свои страсти, свои грехи, что искренно хочу победить себя, что я плачу и все-таки оскорбляю Тебя своею нечистотою, неисправимостью!
Сколько раз я решался не повторять греха ради Тебя, Твоей любви, Твоего неизреченного милосердия ко мне! Сколько раз я временно удерживался и затем как бы еще с большею силою и страстию совершал падения. Все мои слезы, просьбы, страхи за будущую жизнь, боязнь наказания и болезней – все было напрасно, грех победил меня! Не остави же мя, Твое создание, Твое дитя! Ты в одно мгновение можешь меня сделать сильным, любящим и праведным!»
О, если бы мы все молились так, со слезами и искренним покаянием, то велика была бы радость святых Ангелов на небесах! Аминь.
Остались вопросы? Задай их священнику
- Священник Николай Юрков
- +7 (989) 772-58-98
- hram@kuzhorskaya.ru
Приход: Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Второе Майкопское благочиние, храм Казанской иконы Божией Матери, Майкопский р-н, ст. Кужорская, Краснооктябрьская, 16А
Хиротонисан: 07 апреля 2012 г.
Рождение: 04 декабря 1959 г.
День ангела: 19 декабря
Письмо священнику